СМИ о нас
15.11.2011
Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 15 ноября 2011 года.
М. Мень: Так. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые участники заседания. Сегодня мы проводим выездное заседание, на котором будем рассматривать комплексную программу социально-экономического развития города Иваново. Мы сейчас проехали, посмотрели целый ряд объектов. Я позже свою точку зрения скажу на этот счет. Но давайте начнем традиционно с выступления руководства муниципального образования. Хочу слово предоставить главе администрации города Иваново – Александру Станиславовичу Кузьмичеву. Пожалуйста.

А. Кузьмичеву: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства, уважаемые коллеги!

Анализируя основные показатели социально-экономического развития городского округа Иваново за последние несколько лет следует отметить положительные изменения. Начиная с 2007 года, увеличивается объем отгруженных товаров обрабатывающих производств. Если в 2007 году этот показатель составлял 15 млрд. рублей, в 2008 – 17 млрд. рублей, то в 2010 году показатель превысил докризисный и составил 19 млрд. рублей. Аналогичная ситуация сложилась и по инвестициям, объем которых составлял 6,7 млрд. рублей в 2008 году, в 2009 году – 5,6 млрд. рублей в связи с экономическим кризисом, в 2010 году он превысил докризисный уровень и составил 7,7 млрд. рублей. До конца текущего года ожидается, что инвестиционные вложения составят 8,6 млрд. рублей. Показатели оборота розничной торговли и общественного питания также  превысили докризисный уровень и составили 37,7 млрд. рублей и 382 млн. рублей соответственно. Следует отметить, что размер среднемесячной заработной платы работников крупных, средних организаций имел постоянную тенденцию к увеличению. С 10700 рублей в 2007 году она выросла до 16385 рублей в 2010 году. Учитывая результаты 9 месяцев текущего года, ожидается, что к концу 2011 года средняя заработная плата сложится в размере 18433 рублей.

В 2009 году уровень безработицы составлял 1,67%, в ноябре текущего года он снизился до 0,8%. Мы прогнозируем его снижение до  0,5% к 2014 году. По предварительным данным переписи населения 2010 года численность населения нашего города на 1 января 2011 года составила 409348 человек, то есть были внесены поправки на увеличение количества жителей областного центра с ростом на 7,6 тыс. человек. Положительными факторами роста населения являются иммиграционный прирост, рост рождаемости, снижения смертности. Иммиграционный прирост в 2007 году составлял 251 человек, в 2011 году – 950 человек. В городе родилось в 2007 году – 3774 ребенка, а уже в 2010 году – 4395 детей. Такая тенденция по нашим прогнозам сохранится на весь планируемый период.

Тенденция благоприятного развития экономики областного центра положительно отражается и на бюджете городского округа. Расходы к уровню 2008 года увеличились практически на 1,5 млрд. рублей или на 35%, составив в 2011 году 5,7 млрд. рублей. С первоначально утвержденного плана текущего года бюджет увеличился на 840 млн. рублей. Благодаря минимизации заимствований, сохранению величины муниципального долга на уровне 5% от его предельно допустимого размера в 2009 - 2010 годах нам удалось сэкономить бюджетные средства по уплате процентных платежей в размере 38 млн. рублей и 51 млн. рублей в 2011 году.

Проект комплексной программы социально-экономического развития городского округа Иванова на 2012 – 2014 годы составлен с учетом основных положений концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года.

Данный проект уже прошел определенную стадию обсуждения: он был рассмотрен на Коллегии администрации города, на публичных слушаниях, по результатам которых в проект программы внесены дополнения и изменения.  Замечания и предложения, которые сегодня будут озвучены, также будут учтены. В декабре текущего года мы планируем представить доработанный документ на рассмотрение Ивановской городской Думы для его утверждения.

Основной целью комплексной программы является реализация 2-х направлений:

1) совершенствование и развитие человеческого капитала;
2) формирование условий для динамичного и устойчивого экономического роста областного центра, качественных улучшений инфраструктуры городской среды.

Следует отметить, что планируемая реализация проекта комплексной программы отражает реальные возможности городского бюджета. И это показывает развитие нашей экономики.                                                  

Основными предприятиями машиностроительной отрасли в области являются ОАО «Автокран» и ОАО «Машиностроительная компания «КРАНЭКС».

По информации ОАО «Автокран» в 2012 - 2013 годах будет проведена реконструкция механического производства, будет проведена  реконструкция заготовительно-сварочного производства. Одновременно прорабатывается стратегия по увеличению  выпуска гидроцилиндров.

На ОАО МК «КРАНЭКС» намечено создание новой модели экскаватора ЕК-290. Планируется установка нового рабочего оборудования, которое будут соответствовать самым современным технологическим процессам.

Другим стратегическим направлением развития данного предприятия является сотрудничество с заводом Комацу. При этом планируется, что на нашем заводе будет изготавливаться кузова для 90-тонного карьерного самосвала. Кроме того,  реализуется проект по увеличению объема производства стального литья на 30%.

К числу перспективных организаций пищевой промышленности города относятся ОАО «Ивмолокопродукт», КФ «Красная Заря», ОАО «Ивановский комбинат детского питания», ОАО «САН ИнБев», ОАО «Ивановохлеб». Предприятия этой отрасли реализуют свои инвестиционные проекты для увеличения объема производства и продаж своей продукции. Так ОАО «Ивмолокопродукт» инвестировало в модернизацию цельномолочного производства 340 млн. рублей,  ОАО «Ивановский комбинат детского питания» вложило 894 млн. рублей.              

Крупнейшими участниками текстильного и швейного рынка являются: ООО «Ассоциация предприятий «ТДЛ», ЗАО «ПК «Нордтекс», ЗАО «Юнистайл Холдинг». На эти отрасли сегодня в городе приходится 35,5% отгруженных товаров по всем обрабатывающим производствам.                                                                                            

Завершается реализация крупного инвестиционного проекта с общим объемом инвестиций 300 млн. рублей по переносу производственных площадей ОАО «Полет» Ивановский парашютный завод в промышленную зону города Иваново.

Развитие малого и среднего бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды. Малый бизнес является одной из главных перспектив нашего развития. Администрация города применяет программный подход по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Учитывая приобретаемый опыт работы происходящих в экономике изменений, программные мероприятия совершенствуются и меняются. С конца 2011 в перечень программных мероприятий дополнительно включены такие виды поддержки как:

- возмещение затрат на закупку и ввод в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов:
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с присоединением, подключением к энергетическим ресурсам (тепло, электроэнергия, газ, вода);
- субсидирование затрат на создание мест в негосударственных дошкольных организациях и семейных детских садах.

Хотелось бы отметить, что вот такое развитие экономики нашего города позволяет направлять серьезные средства в развитие социальной сферы. В связи с этим в сфере образования, благодаря участию нашего города в реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной инициативы нашей школы, были достигнуты следующие положительные результаты:

- сохранена тенденция ежегодного увеличения финансирования сферы образования за счет средств городского бюджета. В 2007 году эта цифра составляла 1,3 млрд. рублей, в 2011 году – 2,4 млрд. рублей. С 2007 года открыты 1510 дополнительных мест для детей в дошкольных учреждениях города. Активно развивается вариативная форма дошкольного образования. Охват детей дошкольным образованием в 2011 по городу составил 85,4%. По России, напомню, результат – 64%. В городе активно развивается инклюзивное образование, в обычных дошкольных учреждениях работают группы, которые посещают 8 ребят с синдромом Дауна. Принята долгосрочная целевая программа «Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья» с объемом финансирования 41 млн. рублей. За последние 4 года открыты 3 новых учреждения дополнительного образования детей. Увеличилась до 71% доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. Снизилось количество учащихся в образовательных учреждениях на 1 компьютер с 24 в 2007 до 11 в 2011. К 2014 году мы планируем сокращение этого показателя до 8,5 учащихся на 1 компьютер. В каждом общеобразовательном учреждении города функционирует не менее 2 компьютерных классов. Все школы, учреждения дополнительного образования и около 70% наших дошкольных учреждений объединены в единую городскую компьютерную сеть. С целью дальнейшего развития муниципальной системы образования разработана стратегия развития до 2020 года. До 2014 года нами запланированы:

- реконструкция бывшего дошкольного учреждения в центре города под свое функциональное значение;

- строительство новых дошкольных учреждений в микрорайоне «Новая Ильинка» - 220 мест и в микрорайоне «Московский» - 160 мест.

В этой связи, Михаил Александрович, прошу поддержки со стороны Комплекса строительства и архитектуры в реализации проекта строительства детского сада в местечке «Новая Ильинка», потому что проект подготовлен. И я думаю, что при поддержке, как раз, Департамента архитектуры и строительства мы можем войти в федеральную целевую программу по развитию строительства дошкольных учреждений.

Планируется реконструкция здания муниципального центра дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Планируется открытие муниципального, ресурсного центра альтернативных форм дошкольного образования. Создание безбарьерной среды и условий инклюзивного образования у нас будет создано до 2014 года в 12% наших учреждений.

Мы также планируем до 2014 года обеспечить каждого учителя автоматизированным рабочим местом с выходом в Интернет, реализовать проект «Электронная школа» во всех общеобразовательных учреждениях.

В серии здравоохранения за последние 3 года на выполнение текущих капитальных ремонтов из всех источников финансирования направлено 247 млн. рублей. Отремонтировано поликлиническое отделение городской поликлиники «Соснево», взрослая и детская поликлиника №3, открыто сосудистое отделение в 3 городской больнице, центр здоровья на базе клинической больницы №4 и на базе детской клинической больницы №1. Благодаря программе модернизации здравоохранения за счет консолидации федеральных и муниципальных средств проводится ремонт практически во всех муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях города и в большинстве стационарных отделений. На эти цели в 2012 году мы предусматриваем ассигнования в размере 537 млн. рублей. На перспективу в плане развития муниципального здравоохранения мы планируем строительство поликлиники №9 в местечке Сортировка путем применения строительства девятиэтажного жилого дома, филиала детской поликлиники в местечке Авдотьино, филиала поликлиники в микрорайоне «Московский». Для развития оказания медицинской помощи по восстановлению реабилитации детей с различной патологией будет капитально отремонтировано и оборудовано здание на ул. Ермака,3.

Основной задачей в сфере физической культуры и спорта является создание условий населению областного центра для систематической занятости спортом, получения доступа к спортивной инфраструктуре.

За последние годы введен в эксплуатацию новый спортивный комплекс по улице Генерала Хлебникова, и на его базе открыта детско-юношеская спортивная школа, закончена реконструкция бассейна в спортивной школе №10 на ул. Шошина и ул. Багаева, западных подтрибунных помещений на стадионе «Текстильщик», установлено 27 многофункциональных спортивных площадок. В рамках данного направления предполагается укрепление и развитие материально-технической базы для занятия физической культурой и спортом в спортивных клубах и в клубах по месту жительства. В этом году завершается строительство нового физкультурно-оздоровительного комплекса на улице Куконковых с игровым спортивным залом площадью 42х24 метра, залами для единоборств, фитнеса с объемом инвестиций 220 млн. рублей.

Кроме того, планируется строительство, реконструкция спортивного  комплекса на проспекте Строителей под фитнес-клуб с объемом инвестиций 141 млн. и современного спортивного комплекса на базе бассейна на улице Смирнова с объемом инвестиций 108 млн. рублей. Кроме того, Михаил Александрович, сейчас у нас подготовлена проектно-сметная документация, которая проходит экспертизу по строительству дворца игровых видов спорта, который позволит приобщить к занятиям физической культурой и спортом на постоянной основе около 600 человек, а зал будет вмещать 2500 человек. Общая площадь трехэтажного дворца составит 16,5 тыс. м2. По результатам развития спортивной инфраструктуры города и планомерной работы по пропаганде здорового образа жизни среди различных категорий населения растет количество жителей систематически занимающихся физической культурой и спортом. К 2014 году мы планируем увеличить этот показатель с 12,8% до 20%.

Важной составной частью социальной политики, реализуемой в городе, является формирование жизнеспособного подрастающего поколения. В этой связи сформирована и успешно работает система клубной сети. С 2006 года сеть клубов по месту жительства возросла с 16 до 23. Занятия осуществляются на бесплатной основе, поэтому клубы по месту жительства создают равные условия, в том числе, и для малообеспеченных семей. Ежегодно мы расширяем практику взаимодействия с молодежными объединениями, делая особый упор на организации, пропагандирующие здоровый образ жизни. В 2012 у нас предусмотрены денежные средства на строительство скейт-парка в центре города. Кроме того, впервые в областном центре с целью сохранения и развития муниципальных учреждений культуры мы планируем открыть Дворец молодежи в городе Иваново.

Сегодня Иваново серьезно занимается и проблемой развития инфраструктуры отдыха, поэтому до 2014 года у нас предусмотрено создание очень серьезных программ по благоустройству наших парков. А уже в 2012 году выделяется 3 млн. рублей, направленных на создание аукционных зон, как раз тех городских парков, которые у нас есть в городе.

Большое внимание мы также вместе с депутатами городской Думы, главой города предполагаем обратить на развитие детских физкультурно-спортивных площадок. Напомню одни цифры. В 2012 году на эти цели предусмотрены средства для обустройства 76 детских и 5 спортивных площадок. Хочу отметить, что в 2012 году и на период до 2012 года будет продолжена реализация долгосрочно целевой программы «Поддержка молодых специалистов  муниципальных учреждений социальной сферы города Иваново». Вот только за прошлый год благодаря этой программе в учреждения бюджетной сферы пришло более 350 молодых специалистов. И поэтому всем коллегам из муниципальных образований очень рекомендую использовать наш опыт по привлечению молодых специалистов.

Заметно меняет свой облик областной центр. Площадь вводимого жилья год из года растет. Я напомню, в 2007 году ввод составил 121 тыс. м2. В 2010 мы ввели 171 тыс. м2 жилья. В этом году этот показатель будет значительно превышен. При благоприятном экономическом прогнозе мы планируем, что данный показатель к 2015 году составит 220 тыс. м2 жилья. Однако, учитывая полученные предложения от Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, наша задача в 2014 году выйти на уровень 250 тыс. м2 жилья, вводимого в городе. Я хочу сказать, что эта задача вполне нам по силам, поэтому мы привлекли инвесторов для создания функциональной системы обеспечения градостроительной деятельности. В результате реализации этой программы получается так, что мы предлагаем инвесторам хорошие площадки, где, в общем-то, они могут посмотреть все сложности, коммуникации, которые проходят. Это позволит сделать вопрос выделения земельных участков еще более открытым и простым для инвесторов.

Хотелось бы отметить, вот сегодня, Михаил Александрович, Вы посетили новый жилой комплекс «Новая Ильинка». Инвесторы предполагают его развитие вплоть до района мебельного комбината. Также продолжится строительство нашего микрорайона Авдотьино. Действительно, это будет очень серьезный микрорайон, и нам предстоит в ближайшее время решить вопрос по созданию нормальной транспортной инфраструктуры в микрорайоне Авдотьино.

Кроме того, Михаил Александрович, в этом году мы планируем вместе с группой компаний «СУ-155» начать строительство нового микрорайона нашего города, который, предположительно, я знаю, что в Твиттере этот вопрос обсуждался, будет носить название либо «Вознесенский», либо «Рождественский». Я думаю, что наши жители сами определят и, наверное, проголосуют за новое название современного микрорайона нашего города.

Кроме того, хотелось бы отметить, что благодаря федеральной программе переселения граждан из аварийного жилья нами сформирован очень новый участок земли. Я считаю, что там появится новый микрорайон на пересечении улиц Рабфаковской и Парижской Коммуны. Мы и инвесторы предполагаем, расселять там часть жилья, которая располагается вблизи этого участка, и у нас появится новый микрорайон нашего города.

М. Мень: Коллеги, пожалуйста, потише в зале.

А. Кузьмичев: Большое внимание в городе уделяется развитию транспортной инфраструктуры. За последние 3 года по всем источникам финансирования общая сумма на капитальный текущий ремонт, строительство и разработку ПСД в этом направлении составил 1021 млн. рублей. За период 2010 года и первое полугодие 2011 года был осуществлен ввод в эксплуатацию путепровода через Варгинский и Павловский овраг, была сделана развязка на улице Типографской и Лежневской, капитально отремонтирована улица Багаева, Варенцова, Степанова, Зеленая. Началось реконструкция улицы Зверева, Пролетарской, Суворова, Якова Гарелина.

Но мы прекрасно понимаем, что, так как в городе, Михаил Александрович, у нас 125 тыс. автомобилей, и только за прошлый год по данным ГИБДД количество автомобильного парка в городе увеличилось на 8,5 тыс. автомобилей, нам необходимо заниматься этой работой – продолжать системно и достаточно четко. Поэтому у нас на сегодняшний день готова проектно-сметная документация по реконструкции участка дороги между улицей Любимова, Кохомским шоссе и Куконковых. Там, действительно, предстоят серьезные работы, стоимость работ - 200 млн. рублей, и мы просим тоже оказать поддержку в осуществлении этого проекта. И этот проект мы должны завершить в течение следующего летнего периода для того, чтобы обеспечить бесперебойное движение жителей из района Суховка, в котором проживает 54 тыс. наших жителей, и кроме того, в связи с тем, что мы собираемся строить новый микрорайон как раз нашего города.

Следующим направлением, которое для нас очень важно, является вопрос строительства дорожной сети по улице Генерала Хлебникова. Благодаря поддержке регионального Правительства, вы знаете, что в прошлом году мы ввели участок дороги по улице Генерала Хлебникова с ливневым коллектором, сегодня граждане и жители нам благодарны за этот участок, но нам необходимо продолжить строительство этой улицы. Практически, это новое строительство автодороги. Проектно-сметная документация инвестором разработана. И я думаю, что в следующем году мы могли бы реализовать данный проект. Это позволит серьезно улучшить благоустройство и возможность транспортного обеспечения жителей микрорайона «Московский».

Кроме того, сегодня перед нами стоит очень серьезная задача по продолжению строительства объездной дороги на улице Станкостроителей. У нас подготовлены проектно-сметные документы, с которыми мы будем выходить в федеральное Правительство для строительства нового участка автодороги.

И серьезной проблемой, как я уже сказал, является сегодня транспортное обслуживание жителей местечка Авдотьино. Сегодня нашим службам дано указание подготовить необходимую документацию и проектно-сметные документы представить уже в 2012 году на строительство новой транспортной развязки, которая позволит реализовать доступность транспортных средств, особенно автобусов большей вместимости, в микрорайоне Авдотьино от улицы Станционной.

Хотелось бы отметить, что динамика структуры подвижного состава общественного транспорта, рабочих муниципальных маршрутов значительно изменилась за последние годы. Так, количество автобусов по сравнению с 2007 годом увеличилось со 125 единиц до 275 в 2011 году. Причем автобусов муниципальной собственности увеличилось практически больше чем в 2 раза.  Количество газелей, которые сегодня работают на улицах нашего города, уменьшилось с 640 до 400 единиц. На сегодняшний день мы продолжаем развивать наш троллейбусный парк, который сегодня включает 130 единиц.

Хотелось бы отметить, что увеличилось и количество маршрутов нашего общественного транспорта. Если в 2007 году всего лишь было 57 маршрутов, то сегодня городская маршрутная сеть составляет 68 маршрутов, и после сегодняшнего Вашего поручения, я думаю количество дополнительных маршрутов, которые обеспечивают транспортные потребности наших жителей, будут увеличены также и в микрорайоне «Новая Ильинка».

Хотелось бы отметить, что мы проводим работу и по обеспечению нашей транспортной системы «Глонасс». К 2014 году будет создан центр управления общественным транспортом нашего города, совместно с проектом «Яндекс - пробки» у нас планируется организация автоматизированной системы управления светофорными объектами на территории областного центра. Хотелось бы отметить, что впервые в нашем городе за многие десятилетия начался ремонт дворовых территорий. Вы знаете о том, что 483 дворовых территорий были у нас  городе в текущем году отремонтированы. Программа, которую поддержали депутаты нашей городской Думы, подготовлена на 330 млн. рублей, которая рассчитана до 2014 года. Поэтому наша задача, которую Вы нам обозначили, сделать так, чтобы все дворовые территории в нашем областном центре к этому периоду были приведены в нормативное состояние.

В этой связи, Михаил Александрович, хочу сказать еще об одной очень серьезной проблеме, которая сегодня стоит перед городом, - это отсутствие достаточного количества парковочных мест. Те новые паркинги, которые у нас начинают строиться уже в этом году и будут продолжены в следующем, они, конечно, в целом проблему не решают. И сегодня, наверное, есть необходимость использовать опыт, как раз, города Москвы, когда сами жители при поддержке муниципальных властей самоорганизуют территории в своих прилегающих дворах. Потому что есть те участки дворовых территорий, которые на сегодняшний день просто не используются, либо там ставится транспорт, практически уничтожая всю зеленую растительность и приводя двор в ненормативное состояние. Поэтому при поддержке Общественной палаты нашего города, депутатов городской Думы, думаю, что мы как раз в период до 2014 года будем очень серьезно заниматься этой проблемой, которая волнует наших жителей.

На начало 2011 года жилой фонд города составлял 9,4 млн. м2. В 2010 году за счет средств городского бюджета, предусмотренных на оказание муниципальной службе поддержке по капитальному ремонту жилищного фонда, были проведены ремонтные работы в 50 многоквартирных домах. При поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2010 году нам удалось отремонтировать 77 домов. Были продолжены работы по реализации мероприятий адресной программы города Иваново, предусматривающей поэтапный переход на отпуск ресурсов тепловой энергии и горячей и холодной воды потребителям соответственно показаниям коллективных общедомовых приборов учета. Хотелось бы отметить, что только в 2010, 2011 годах такие приборы учета установлены в 131 многоквартирном доме нашего города.

Была продолжена работа по реализации региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Ивановской области. Только за последний год 900 жителей нашего областного центра улучшили свои жилищные условия благодаря реализации этой программы. Очень серьезные работы, которыми мы сегодня занимаемся, это развитие наших теплосбытовых, энергетических и водоснабжающих организаций. В 2010 году нам удалось заключить договор с Правительством Шведского государства, которое прософинансировало вопрос подготовки проектно-сметной документации на реконструкцию водоочистных сооружений в местечке Богданиха нашего ООО «Водоканал». И как вы знаете, совсем недавно с визитом в наш город и нашу область приехала представитель делегации, руководитель международного банка реконструкции развития, которая подтвердила свое намерение выделить нашему городу 600 млн. рублей для реализации данного проекта. Кроме того, Михаил Александрович, благодаря Вашей поддержке переговоры состоялись таким образом, что готовы нам еще при условиях подготовки проектно-сметной документации выделить 800 млн. рублей для не только очистных сооружений, но и для сооружений, которые занимаются водоподготовкой.

Хотелось бы отметить, что серьезная работа проводится и нашими энергетиками. 30 ноября планируется ввод в эксплуатацию очень серьезного объекта крупной энергетики, строительства которого не было в нашем городе более уже 40 лет. Это ввод в эксплуатацию новой подстанции 110 кВ мощностью 8 МВА, которая будет снабжать электроэнергией северо-восточную часть города Иванова, в которой наблюдались сложности с получением потребителями дополнительной мощности.

В рамках мероприятий по благоустройству к 2014 году будут завершены работы по обустройству набережной реки Уводь. По итогам этого мероприятия будут выполнены работы по укреплению 3,5 тыс.м2 береговых откосов. Кроме того, хотелось бы отметить, что мы в дальнейшем планируем эти работы продолжить и за Соковским мостом. У нас поступило инвестпредложение  со стороны предприятия «Серебряный город» по благоустройству набережной рядом с этим торговым центром, в результате которого планируется создание очень серьезной рекреационной зоны с детским парком и ледовым катком.

В 2012 году мы планируем организовать работу по содержанию ранее устроенных скверов и аллей, таких как Литературный сквер, Аллея Гагарина, территория, прилегающая к памятнику Якова Гарелина. Особое внимание администрацией города будет уделяться территориям общего пользования областного центра. В ближайшее время мы планируем внешнее благоустройство сквера у школы №56 на ул. Лежневской, сквера у вновь отстроенного храма на площади 40-летия Победы с установкой архитектурной композиции во главе со скульптурой Георгия Победоносца. Инвесторы за свой счет нам эту скульптуру как на Поклонной горе в городе Москве предоставляют, а мы выполняем благоустройство этого знакового для всех жителей города места нашего города.

Еще, кроме того, Михаил Александрович, мы встречались с Сергеем Александровичем Пахомовым – председателем нашей Ивановской областной Думы, с ветеранами войны в Афганистане, и там была высказана просьба к городским властям о том, чтобы построить у нас в городе серьезный мемориальный парк в память обо всех воинах, которые пали, защищая наше Отечество в локальных войнах XX и XXI столетия, поэтому место у нас определено. Я думаю, при поддержке наших силовых структур мы такой парк мемориальный обязательно в следующем году начнем строить для того, чтобы все люди имели возможность высказать слова благодарности и поклониться тем людям, тем солдатам, офицерам, генералам, которые погибли в ходе соответствующих конфликтов.

И так же в следующем году, Михаил Александрович, Вы знаете о том, что у нас будет юбилей со дня образования полка Нормандия-Неман. К нам приезжали представители французкого посольства, ветераны полка с российской стороны и с французкой стороны тоже. Прошел конкурс, и в ближайшее время, весной, мы начнем реализовывать проект по строительству как раз такого мемориального памятника в честь полка Нормандия-Неман, тех солдат, офицеров, которые пали в годы Великой Отечественной войны, защищая небо нашей страны.

На ремонт и строительство объектов уличного освещения в городе планируется направить в 2012 – 2014 годах 60 млн. рублей. Реализация этих мероприятий позволит увеличить протяженность объектов уличного освещения от соответствующих нормативных требований на 27 км.                                                                                                            

Основными стратегическими задачами совершенствования муниципального управления на 2012 - 2014 годы является реализация ведомственной целевой программы  «Электронный муниципалитет», «Электронный город» с помощью которых будет реализован комплекс программных, технических и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня автоматизации управления процессом. Хотелось бы отметить, что здесь наш город является лидером, и в данном случае для повышения информационной открытости поддерживается в актуальном состоянии официальный сайт администрации города. Кстати, посещаемость нашего сайта, Михаил Александрович, 1000 человек в день. Все структурные подразделения нашей администрации, муниципальные учреждения, социальная сфера практически имеют свои сайты в сети Интернет.

Кроме того, все муниципальные служащие, начиная от главы администрации, кончая просто специалистами, имеют также возможность электронного управления через систему Интернет. В 2010 году нами было заключено соглашение с ООО «Microsoft Rust» о проведении совместных пилотных проектов в этом направлении. И в администрации внедряется и развивается система объединенных коммуникаций, в которой реализовано 4 направления:

- «Мобильный руководитель» для руководства администрацией;
- эффективный менеджмент;
- единое цифровое пространство доверия;
- мэрия online для жителей города.

В настоящее время переговоры с Microsoft Rust о продолжении совместной деятельности проводятся, и в частности, Иваново вместе с рядом других областных центров включается в пилотный проект «IT-технологии в работе аппарата», что позволит привести преимущество процессного подхода в компьютерную область для дальнейшего масштабирования результатов на все подразделения администрации.

В заключении, Михаил Александрович, хотелось бы отметить особо, что благодаря поддержке Правительства Ивановской области, поддержке Ивановской областной Думы, город Иваново успешно развивается, и та программа, которую сегодня я вам доложил, имеет все экономические основания для ее реализации до 2014 года.

Спасибо за внимание.

М. Мень: Спасибо. Так, вопросы к Александру Станиславовичу. Да, пожалуйста, Наталия Львовна.



Н. Ковалева: Жилищно-коммунальные реформы, работы управляющих компаний, по которым очень много вопросов, и, к большому сожалению, часто получают ответы, что управляющие компании сегодня частные, и поэтому опосредовано как-то мы не можем особенно на них влиять. Поэтому хотелось бы, чтобы в Вашем выступлении или в ответе прозвучало, что в этом направлении думает администрация?

А. Кузьмичев:  Во-первых, с управляющими компаниями. Значит, полтора года назад, когда администрация пришла к руководству городом, мы сделали все для того, чтобы управляющие компании направляли платежи от населения в наши муниципальные теплосбытовые компании. В результате, мы обеспечили нормальное теплоснабжение нашего города. Я думаю, Вы знаете, что мы первыми, среди даже областных центров Центрального федерального округа близлежащих начали отопительный сезон без каких-либо срывов. Прошли вопрос по горячему водоснабжению. Что касается управляющих компаний. У нас есть, значит, электронный портал «Услуги ЖКХ». Сегодня благодаря поддержке и Александра Германовича, Правительства Ивановской области, действительно, с управляющими компаниями ведется такая очень серьезная планомерная работа. В жилищно-коммунальном хозяйстве, уважаемая Наталия Львовна, Вы знаете о том, что и в советский период не все было благополучно. Сегодня жители мне на встречах задают вопросы о том, что 40-50 лет жилые дома не ремонтировались. Мы, конечно же, не волшебники, но то, что в нашем городе благодаря Фонду реформированию ЖКХ было отремонтировано более 150 домов, это серьезный шаг вперед. Кроме того, хотелось бы отметить, что приборы учета, которые сегодня ставятся в многоквартирных домах, они позволяют экономить средства и самих жильцов, и, конечно же, решают вопрос, чтобы на жильцов не списывались потери по тем ресурсоснабжающим организациям, которые эти услуги предоставляют. Я думаю, что в этом направлении есть определенная здоровая конкуренция, как Вы знаете, и сегодня прошел, Михаил Александрович, какой-то такой критический момент, когда управляющие компании просто хотели заработать какие-то деньги со стороны населения. Сегодня, действительно, есть понимание, и часть управляющих компаний сегодня идут на конструктив, где-то совершают ошибки. Но я еще раз говорю, мы в данном случае, опираясь на поддержку и федеральных и региональных властей, будем в этой отрасли наводить системный порядок.

Спасибо.

Т. Яковлева.: Михаил Александрович, можно я добавлю?

М. Мень: Да, пожалуйста.

Т. Яковлева: Просто с федерального уровня. Значит, Наталия Львовна, действительно, раньше не было рычагов у муниципальной власти давления на управляющие компании. Сегодня принято законодательство (и оно вступает в действие) о том, что теперь дано задание жилищным комиссиям до марта месяца проверить, действительно, законность образования управляющих компаний. Мы знаем, как сами управляющие компании образовываются. Даже подписи жильцов ТСЖ подделываются. Во-первых, это. Во-вторых, теперь без суда, по жалобе живущих в администрацию муниципалитета можно. В течение 15 дней проводится собрание жильцов, и расторгаются договора с управляющими компаниями. И они теперь будут бояться, от них будет требоваться качество, иначе управляющей компанией ты не будешь. И в том числе, я просто не хочу долго задерживать внимание, и по приборам мест общего пользования.

М. Мень: Так, еще вопросы. Спасибо, присаживайтесь. Ну, мы еще после уже всех выступлений обсудим. Так. Дмитрий Николаевич Ковалевский, пожалуйста. Начальник Департамента внутренней политики.

Д. Ковалевский: Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые коллеги!

Сегодня на рассмотрение Правительства Ивановской области внесен проект комплексной программы социально-экономического развития городского округа Иваново на 2012 – 2014 годы. Представленный материал прошел экспертизу в соответствующий органах исполнительной власти. На сегодняшний день по своему содержанию и форме он отвечает требованиям, предъявляемым к программным документам.

Хочется отметить, что органы местного самоуправления муниципалитета основательно подошли к вопросу разработки программы. На сегодняшний день она содержит все основные направления развития столицы нашего региона на ближайшие три года. В программе учтены основные положения и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, и Стратегии социально-экономического развития Ивановской области, а также утвержденного генерального плана города до 2025 года. В разработке программы администрация также учла плановые показатели прогноза социально-экономического развития города Иванова и показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа.

Программа содержит системный анализ современной ситуации по каждому направлению социально-экономического развития муниципалитета. И я хочу сказать, что, действительно, все службы городской администрации подошли очень взвешено, очень ответственно к формированию программы. Как мы отмечали это уже на предварительной коллегии администрации перед проведением общественных слушаний, программа сформирована, действительно, на проработанных материалах прогноза социально-экономического развития, имеет обоснованные показатели. Отработана она в рамках консервативного сценария развития, и я думаю, что даже при каких-то негативных условиях, определенные резервы по безусловному исполнению этой программы у городского округа имеются, и это правильно. Потому что сегодня мы с вами должны понимать, что все параметры этой программы являются для городской администрации, для нас с Вами, для органов управления области основным документом, по которому мы будем отчитываться перед жителями нашего региона за результаты своей деятельности.

В блоках программы сформулирована муниципальная политика развития социальной сферы, городской инфраструктуры, промышленности, малого бизнеса, других сфер. Даны индикаторы развития отраслей и меры по достижению индикаторов, определены величины необходимых финансовых средств и, самое главное, их источники.

Следует отметить соответствие поставленных целей и задач программных индикаторов и планируемых в программе мероприятий. И это тоже очень большое достоинство этой программы.

Хотелось бы остановиться на некоторых, по моему мнению, проблемных моментах. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации с 2012 года нам всем необходимо начать полномасштабное внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления. Как видно из индикаторов программы, только 14,3% расходов 2012 года запланированы к исполнению в рамках целевых программ. В плановый период доля расходов, финансирование которых осуществляется по программно-целевым принципам, снижается к 2014 году до 8,5%. Данную тенденцию необходимо переломить. Этот факт, действительно, является негативным. Он усложняет переход от финансирования учреждений к финансированию целей, и исполнение Бюджетного послания Президента здесь должно быть безусловным.

Одним из факторов, определяющих степень цивилизованности общества, является его отношение к людям с ограниченными возможностями.  В городском округе Иваново сохраняются, развиваются традиции, физкультурно-оздоровительные работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Действующая и запланированная ведомственная целевая программа создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день предусматривает увеличение доли образовательных учреждений, имеющих необходимые условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья до 10,5%, увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование дистанционно до 100%. Однако, на этом решение вопроса социальной интеграции и других лиц с ограничением жизнедеятельности не должно ограничиваться. Необходимо обеспечить должный контроль за реализацией безбарьерной среды при строительстве и капитальном ремонте зданий, приспособления для нужд инвалидов социальных объектов, транспорта, пешеходных переходов. И для комплексного решения данной проблемы предлагаю включить соответствующие мероприятия в рассматриваемый сегодня документ.

Существенный вклад в решение вопросов местного значения, которые мы сегодня обсуждаем, вносит и территориальное, общественное самоуправление, которое вовлекает огромное количество людей в сферу гражданской активности, но, к сожалению, на сегодняшний день не имеет достаточной статистической оценки на территории нашего региона. Сегодня доля граждан, проживающая на территории территориального общественного самоуправления в городе Иванове, составляет порядка 22% или 90,5 тыс. человек. К 2014 году планируется увеличить этот показатель до 26,8%, что, конечно, недостаточно. Ну и, конечно же, деятельность органов территориального общественного самоуправления нельзя оценивать только с помощью числа участников. Органы территориального общественного самоуправления выступают как главное инициативное звено, аккумулятор творческих идей в выстраивании стабильного взаимнообязательственного партнерства власти и населения. Именно в условиях такого равноправного партнерства возможно взаимное дополнение в усилиях всех заинтересованных сторон.

Территориальное общественное самоуправление должно стать в городе Иваново, стратегическим инструментом в реализации реформы в сфере ЖКХ. Администрации городского округа необходимо уйти от формальных подходов во взаимодействии с органами территориального общественного самоуправления и выстроить эту работу на системной плановой основе.

Предлагаю эти предложения учесть при доработке документа. В целом Департамент внутренней политики поддерживает принятие указанной программы. Прошу членов Правительства ее одобрить.

Спасибо за внимание.

П. Коньков: Спасибо, Дмитрий Николаевич. Вопросы есть к Дмитрию Николаевичу, как к содокладчичу? Присаживайтесь. Слово для выступления предоставляется Пыжикову Александру Григорьевичу – генеральному директору ОАО «ДСК». Пожалуйста, Александр Григорьевич.

А. Пыжиков: Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые участники заседания Правительства!

Мы сегодня рассматриваем комплексную программу развития города Иванова на 2012 – 2014 год. Естественно, я буду касаться только того раздела, какой касается строительства.

В конце 2006 года между администрацией города и ДСК заключен инвестиционный договор аренды земельного участка. Я имею в виду микрорайон «Московский».

В соответствии с планами по освоению этого земельного участка должна быть построена общая площадь квартир  214 тыс. м2, и проживать должны в ней 8600 человек.

Кроме этого, создаются объекты инфраструктуры, а именно…

Да, там, Павел Алексеевич, Лужков на фотографии, и это вызвало оживление, насколько я понимаю. Но это в 2006 году.



П. Коньков: Я насколько знаю, сейчас он прибыл в следственный комитет для допроса. Может, это оживление вызвало?

А. Пыжиков: Нет такой информации. Игорь Евгеньевич, я продолжу. И кроме этого, будет построено 2 детских садика. Один уже мы благополучно передали городу. Общая численность – это 280 детишек. И так как отметил в своем выступлении Александр Станиславович, будет 2 филиала поликлиники с общей площадь 750 м2.

На сегодняшний день мы уже построили в микрорайоне «Московский» и сдали 12 жилых домов, кроме этого на территории города.

Кроме того  сдан  в эксплуатацию  дом Сухово-Дерябихском в микрорайоне и на ул. Кузнечная. Таким образом, с конца 2006 года по сегодняшний день Ивановская домостроительная компания построила и сдала более 150 м2  жилья.

Ивановская ДСК участвует в приоритетных программах нашего Правительства, а именно: «Переселение из ветхого и аварийного жилого фонда» и также «Переселение военнослужащих». По этим программам администрацией города Иванова было передано 262 квартиры общей площадью 19 тыс. м2,  и по контрактам с Министерством обороны мы передали 400 квартир общей площадью почти 27 тыс. м2 жилья.

Как я уже сказал, детский садик в прошлом году мы передали в администрацию города. Детский садик на 120 мест с бассейном, с компьютерным классом. Стоимость вложенных инвестиций составляет более 90 млн. рублей.

Еще 2 момента взаимодействия администрации города и ДСК. Совсем недавно мы передали в городскую администрацию проектно-сметную документацию на строительство дорог по ул. Кудряшова. Проектно-сметная документация стоимостью около 4 млн. рублей. Протяженность дороги порядка 1400 м. Эти две дороги – те, о каких говорил тоже Александр Станиславович. Кроме этого мы участвовали в финансировании проекта на ливневый коллектор Павловского оврага в сумме  600 тыс. рублей.

Наши планы на 2012 – 2013 год:

- продолжение строительства в микрорайоне «Московский»;
- дом в Суховке мы сдали год назад. Рядом будет стоять дом большей площадью. Развитие микрорайона Суховка-2. Ну, пока мы не знаем, как он называется. Думаю, что совместным обсуждением достигнем названия какого-то, которое будет устраивать всех.
- жилые дома по ул. Рабфаковская;
- дом на ул. Кузнечная.

Кроме этого, за областной больницей мы ведем, ну не так быстро, как нам хотелось бы, строительство таун–хаусов – это 2-х, 3-х этажные жилые дома с земельными участками. Там собираемся сдать порядка 70 тыс. м2 жилья.

Рассмотрев комплексную программу развития, могу сказать, что планово Ивановская домостроительная компания участвует во всех программах, которые идут в городе, и мы планируем в 2012 – 2014 году ежегодно сдавать порядка 50 – 60 тыс. м2 жилья только в городе Иваново. А всего мы имеем площадок порядка 350 тыс. м2. Это во всех регионах. Мы строим не только в Иваново.

Хотелось бы сказать огромное спасибо за помощь городской и областной администрации. Ни с одним вопросом, с какими обращаемся, мы не получаем отказа. А это здорово, и хочется работать в таких условиях.

По другим разделам я ничего говорить не буду, только по разделу строительства.

М. Мень: Так, спасибо большое. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Григорьевич. Хасбулатова Ольга Анатольевна – первый заместитель Председателя Правительства Ивановской области. Пожалуйста.

О. Хасбулатова: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые участники заседания!

Сегодня мы рассматриваем проект комплексного социально-экономического  развития города до 2014 года.  От реализации этого стратегического документа во многом зависит повышение уровня  и качества жителей  нашего областного  центра.

В своем выступлении мне бы хотелось остановиться  на проблемах  социального развития города, решение которых может способствовать росту трудового и интеллектуального потенциала, укреплению здоровья населения.

Прежде всего, это ситуация на рынке труда. По показателям безработицы город Иваново является одним из самых благополучных территорий среди муниципальных образований. По состоянию на 1 ноября уровень безработицы здесь составил всего 0,8%, что более чем в два раза ниже среднеобластного значения.

Как мы сегодня уже слышали, благодаря наращиванию экономического потенциала в 2014 году планируется сохранить тенденцию снижения безработицы до 0,5% за счет сохранения и создания новых  рабочих мест в соответствии с инвестиционными проектами, намеченными к реализации в различных секторах экономики. В решении этой задачи важную роль может сыграть федеральная программа мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, в реализации которой только в этом году городу выделено 152,7 млн. рублей из областного и федерального бюджета.

До конца года осталось 2 месяца, и я надеюсь, что администрация города примет все меры к полному освоению этих средств.

В 2012 и последующих годах проблема безработицы также потребует нашего внимания. В бюджете города до 2014 года заложены средства на софинансирование организации общественных работ, что также будет способствовать положительной динамике на рынке труда. Кроме того, стратегию экономического развития города целесообразно дополнить мерами по снижению производственного травматизма, уровень которого в городе выше, чем в области.

Хотелось бы также обратить внимание администрации  и городской Думы на актуальность проблемы максимального приближения перечня специальностей в  профессиональных учебных заведениях города к потребностям городского рынка труда. Пока заявки от работодателей на новые специальности поступают хаотично, без координации с инвестиционными проектами.

Мы планируем совместно с городом и Союзом промышленников и предпринимателей создать координационную группу по изучению спроса на рабочие среднетехнические специальности  с тем, чтобы профессиональные учебные заведения города могли своевременно обновлять перечень учебных специальностей.

Следующее направление социального развития города, на котором бы хотелось остановиться – это развитие дошкольного и школьного образования. Следует отметить, что эта отрасль динамично развивается и перспективы  ее развития вполне конкретно отражены в стратегии. Обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях Иванова находится выше областных значений.

Город занимает лидирующее место в области по развитию вариативных форм дошкольного образования: в детских садах открыты группы кратковременного  пребывания детей, подготовки детей к школе, центры игровой поддержки, и другие формы, о которых Александр Станиславович уже говорил. И это позволило в городе охватить новыми формами за последнее время 1275 детей. Я бы рекомендовала другим  муниципальным образованиям изучить и перенять этот опыт.

Вместе с тем, очередь в детские сады остается высокой – более 1500 детей, в программе определена цель -  за три года довести обеспеченность до 90%. Я считаю, что эта задача вполне реальная, и город располагает необходимыми ресурсами для ее решения.

Что касается образования, то Иваново является для своей области примером динамичного внедрения инновационных подходов в обучении.

На слайде видно, что в  школах города решены принципиальные  задачи ресурсного обеспечения учебного процесса.

Серьезные подвижки в повышении заработной платы учителей, в  учебной и технологической оснащенности школ имеются в этом году в ходе реализации проекта модернизации образования.

Очевидно по всем показателям, что образование является приоритетом в социальной политике города.

Я поддерживаю позицию руководства города по строительству 2 школ в новых микрорайонах. В то же время, в ходе обсуждения стратегии с педагогической общественностью мы вышли на ряд проблем, и первая проблема – это перевод всех школ города на работу в одну смену, что потребует и дополнительных ресурсов, безусловно. Вторая проблема заключается в необходимости создания образовательного пространства, в котором все школы города независимо от статуса и места расположения должны стать элитными по качеству образования. Это непростая задача. Поскольку сегодня в городе сложилась устойчивая конкуренция за места в первых классах, в основном среди  школ  с повышенным  статусом.

Мы пришли к общему мнению, что  в системе образования города накоплен такой потенциал, который способен  равномерно распределить ресурсы между более и менее успешными школами. Решением этой задачи мы будем заниматься в ходе модернизации образования в последующие 2 года, и от результатов этой работы, безусловно, выиграют все - и дети, и семьи, и учителя города.

Положительные процессы происходят  и в здравоохранении города. Только в рамках модернизации отрасль получает в этом году полмиллиарда рублей. Хотелось бы отметить активную позицию администрации и городской Думы, которые  выделили  только в этом году 120 млн. рублей на ремонт лечебных учреждений. Ремонтируются поликлиники города и шесть больниц, а также областная больница, госпиталь ветеранов войн и кардиодиспансер, которые на 50% обслуживают жителей областного центра.

Перед заседанием Правительства мы проверили работу поликлиник. Могу доложить, что очередей нет таких, какие были в прошлом году, нет, безусловно. Единый режим работы соблюдается, по субботам приёмы ведутся. В поликлиники  и больницы города поступает самое современное диагностическое оборудование:  рентгенологические аппараты с функцией томографа; маммографы;  флюорографы; ультразвуковые установки.

Таким образом, как бы есть предпосылки для того, чтобы население было удовлетворено качеством медицинских услуг. Но пока такого не происходит. Анализ показывает, что в городе не решен ряд важных задач.  Поликлиники не обеспечены в полной мере кадрами узких специалистов. Их работа не организована таким образом, чтобы больные не ждали неделями диагностических процедур. Вчера вечером в Твиттере я снова отвечала на вопрос, почему в конкретной поликлинике города Иванова, чтобы записаться на ультразвуковое исследование, нужно придти обязательно 21 ноября, и тебя запишут только на декабрь.

Сейчас администрация города активно занимается привлечением в здравоохранение молодых кадров. И такую позицию мы, безусловно, поддерживаем.

Вместе с тем, созрела необходимость создания в городе оперативной диагностической службы, чтобы население не страдало оттого, что в поликлиниках узкие специалисты ушли на повышение квалификации или в очередной отпуск.

И сегодня  городское управление здравоохранения работает над перспективным проектом еще одним – проектом централизации лабораторной службы амбулаторной помощи населению, которую также целесообразно включить в стратегию как технологию повышения качества медицинской помощи.

Уверена, что обозначенный комплекс мер вместе с активной работой городской администрации по закреплению кадров в здравоохранении получит положительный отклик у населения.

В целом хотела бы отметить,  что администрация  города и городская Дума  нацелены на конкретный результат, на повышение качества жизни населения,  и обсуждаемая сегодня стратегия действий -  убедительное тому подтверждение.

Спасибо за внимание.

М. Мень: Спасибо. Так, Смирнов Евгений Александрович – исполняющий обязанности директора Ивановского филиала Федерального бюджетного образовательного учреждения «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», председатель Общественного Совета города Иваново. Пожалуйста, Евгений Александрович, просим взять слово.

Е. Смирнов: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые участники заседания!

Общественный Совет города Иванова был сформирован год назад. Наш Совет поставил себе целью выявлять самые острые проблемы жизни города и пытаться в тесном сотрудничестве с городской Думой, администрацией города Иванова искать алгоритмы решения этих проблем. И нам удалось найти оригинальные, нестандартные, конструктивные решения вопросов, связанных с взаимоотношениями ивановцев с управляющими компаниями, коммунальными платежами, уборкой города, городским бюджетом, безопасностью на дорогах, проблемными моментами  деятельности судебных приставов, развитием волонтерского движения в городе и многих других. Вот сегодня поднималась тема по работе с управляющими компаниями. Это было очень серьезное заседание с руководителями управляющих компаний, в котором принимали участие руководители города, и перед этим на нескольких комитетах проходило обсуждение. Были выработаны конкретные алгоритмы решения многих проблем, и, буквально, в течение месяца они были реализованы. И в результате руководители управляющих компаний попросили включить представителя Общественного Совета города Иванова в их совещательный орган. То есть, такая вот работа ведется.

Неформальная, активная и оперативная реакция Общественного Совета на актуальные проблемы города  привела к тому, что Общественный Совет пользуется определенным доверием у ивановцев, позволяет городским властям увидеть и своевременно решить минимальными затратами многие вопросы и снять социальное напряжение, агрессию во многих моментах. Учитывая то, что общественные организации, которые выдвинули нас в Общественный Совет, представляют интересы большинства ивановцев, то можно сказать, что взаимодействие власти с гражданским обществом в городе Иванове выходит на качественно иной уровень.

В чем причина успешности действий, почему наш опыт может представлять интерес для других муниципальных образований? К нам обращались за советом руководители муниципалитетов Ивановской области. Думаю, что во многом это связано с профессиональным подходом руководителей города. И хотелось бы напомнить, что к разработке стратегии социально-экономического развития города Иванова были подключены самые широкие круги общественности и лучшие интеллектуальные силы города. Это было, действительно, всенародное обсуждение. В разработке это стратегии вот лично мне довелось участвовать в различных группах, координировать эту деятельность. И вот все, что было лучшее в городе, какие высшие учебные заведения, каждый взял свое направление, что лучшее наработано в городе, в России, международный опыт, поэтому, наверное, настолько качественно разработан сегодняшний документ.

Высокой оценки заслуживает деятельность власти по формированию состава Совета. В Совет вошли люди, которых знают и уважают, прислушиваются к их мнению, верят и готовы идти за ними,  а с другой стороны, эти люди нацелены на конструктивное сотрудничество и диалог с властью, хорошо представляют механизмы этого взаимодействия. Честно сказать, я какое-то время не мог привыкнуть к тому, что все члены Совета настроены действительно не на показуху, не на формализм, а на реальные, конкретные, эффективные действия. Убежден, что в городе Иванове еще много людей, которые обладают большим потенциалом и хотят проявлять социальную инициативу на благо ивановцев, просто мы должны расширять соответствующие механизмы их реализации. Благодаря работе Совета мы даем возможность самореализации людям социально ответственным, взвешенным, конструктивным, нацеленным на позитив, и нейтрализуем активность антисоциальную, маргинальную, направленную на разрушение.

Мы понимаем, что не все инициативы Общественного Совета могут быть физически и технически поддержаны, но не было еще ни одного случая, чтобы какой-либо комитет, управление, структура Думы или администрации проигнорировало мнение Совета. Наоборот, в последнее время все чаще идут обращения в Совет с просьбой провести общественную экспертизу социально-экономических проектов и программ, нормативно-правовых актов.

Вячеслав Михайлович Сверчков и Александр Станиславович Кузьмичев всегда присутствуют на заседаниях Совета, выходят с проблемными вопросами и инициативами, привлекают к обеспечению деятельности Совета специалистов высокой квалификации. Их заместители, руководители управлений, комитетов принимают самое активное участие в деятельности комиссий и рабочих групп Общественного Совета города Иваново.

Деятельность Совета при поддержке городских властей широко освещается в средствах массовой информации, мы стараемся активно использовать Интернет-ресурсы, как самый эффективный механизм организации связи с каждым ивановцем.

Мы четко взаимодействуем с региональными и федеральными структурами в Ивановской области, и, прежде всего, с областной Общественной Палатой. Очевидно, есть смысл при обсуждении на Правительстве Ивановской области определенных вопросов приглашать руководителей общественных советов муниципий. Хотелось бы отметить, что на прошлой неделе, Михаил Александрович предложил членам Общественного Совета и общественности города Иванова обсудить и проработать решение важных вопросов жизни города, связанных, в частности, с благоустройством дворов и проблемами парковки автотранспорта.

Я совершенно убежден в том, что через конструктивное взаимодействие муниципальной власти и горожан, через развитие деятельности общественных советов мы сможем решать многие социально-экономические проблемы, сегодняшние и грядущие.

Спасибо.

М. Мень: Так, спасибо. Пожалуйста, Маслов Дмитрий Владимирович – директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета, член инициативной группы проекта «Иваново – Молодежная столица Европы». Пожалуйста.

Д. Маслов: Да, Михаил Александрович, спасибо. Название центра Научного сложное, но благозвучное на английском языке, поэтому речь пойдет о международных отношениях в моем докладе.

Уважаемый Михаил Александрович, уважаемые члены Правительства, присутствующие.

Иваново уже более года борется за право стать Молодежной столицей Европы 2014 года и 18 ноября в Португалии на заседании Совета Молодежного Европейского форума будет объявлен победитель.

Но, в независимости от результата, проект МСЕ, так мы его сокращенно называем, вынес на повестку дня этого года и, думаю, нескольких последующих лет две взаимосвязанные темы:

- формирование нового бренда города и региона в целом;
- активизация международного сотрудничества Иванова и области.

Основная цель нашего участия в конкурсе МСЕ – это формирование нового позитивного имиджа города. Иваново, один из немногих российских городов, который может похвастаться внушительным количеством брендов: город невест, текстильная столица, Родина первого Совета. Но надо признать, что на сегодня они практически не работают, а зачастую и тянут нас назад. Нам необходимо переосмыслить имеющиеся бренды, разработать механизмы их капитализации, понять, каким мы хотим видеть Иваново будущего. Успешные города будущего, на мой взгляд, это не индустриальные центры с тяжелым промышленным производством, с плохой экологией (ну, как Детройт, например, в Америке), а интеллектуальные центры с умной экономикой и высоким качеством жизни. Вот проект «Молодежная столица Европы» позволил сфокусировать внимание и России, и Европы на том, что Иваново – это молодежный и студенческий центр, а, значит, город с богатым интеллектуальным потенциалом, город, где воспроизводится человеческий капитал, город возможностей, где рождаются и развиваются новые, смелые идеи и проекты.

По концентрации талантливой молодежи мы на ведущих позициях  в России, и необходимо более активно использовать этот ресурс на благо региона. Новый бренд Иваново – это город молодых, успешных людей.

Иваново образца 2014 года – это город, из которого не стремятся уехать, а город, в который хотят приезжать, жить и работать.

Брендирование территории (в целом вот недавно обсуждали на международном фестивале «Рекламная фишка») должно стать основой туристического потенциала региона. Причем разнообразие нашего культурного, исторического наследия не требует создания новых брендов - это и Палех, и Холуй, и другие бренды, известные уже за пределами области, и даже за пределами страны, – а позволяет капитализировать уже имеющиеся бренды. Здесь важно искать нестандартные, эффективные пути. Так, в программе мероприятий МСЕ предложен проект «Золотое кольцо 2.0», в рамках которого для топ-блоггеров России и Европы организуется этнографическая экспедиция по Ивановской области. Участники, используя социальные сети, будут открывать для многотысячной аудитории своих подписчиков красоты нашего региона. Простой и малозатратный проект с видимым результатом и ощутимым эффектом. Вот считаю важным отметить, что любой проект по развитию города и региона должен рассматриваться в формате бизнес-модели. Бренд должен быть рентабельным, иначе просто нет смысла его развивать.

Вторая тема, которая проходит красной нитью через нашу заявку МСЕ – это развитие международного сотрудничества. Участие города Иванова в конкурсе «Молодежная столица Европы» в очередной раз показывает, что признание за рубежом, - это один наиболее эффективных путей получить признание в России. Статус финалиста в МСЕ – это уже высокий уровень европейского доверия, эта та одежка, по которо